Пятница
26.04.2024
08:59
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Ужасно
3. Хорошо
4. Нормально
5. Плохо
Всего ответов: 64
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    SITE LOGO

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Урок дифференцированного обучения на примере изучения химических свойств спиртов.

    Технология дифференцированного обучения на примере изучения химических свойств спиртов (10-й класс)

    Цели урока:

    • изучение основные химических свойства предельных одноосновных спиртов путём организации дифференцированного ученического эксперимента в группах;
    • совершенствовать практические умения и навыки при выполнении лабораторных опытов;
    • рассмотреть применение спиртов в связи с их свойствами.

    Оборудование и реактивы: кодоскоп, штативы с подвеской, таблица «Схема образования водородной связи», шаростержневые модели молекул этанола и пропанола; химическая посуда, спиртовки, реактивы для групповых лабораторных работ.

    Ход урока

    • Учитель формулирует цели урока, важнейший из которых – экспериментальное доказательство взаимосвязи строения молекул спиртов с их химическими свойствами. Проводится инструкции по технике безопасности при выполнении лабораторных опытов.
    • Актуализация имеющихся знаний по теме «Спирты». Учащимся предлагается выполнить тесты, для выполнения которых применяются знания номенклатуры спиртов и их физических свойств.

     

    Тест по теме: «Спирты»

    Первый вариант

    Второй вариант

    1. Назовите соединение:

    http://festival.1september.ru/articles/572911/img1.gif

    а) 2 – метилбутанол – 1
    б) 2 – метилбутанол – 4

    1. Назовите соединение:
    http://festival.1september.ru/articles/572911/img2.gif

    а) 2, 2 – диметилпропанол - 1
    б) 2,2 – диметилпропанол - 3

    2. Укажите тип спирта:
    СH3 – СH2 – СН(ОН – СH3)

    а) первичный;
    б) вторичный;
    в) третичный.

    2. Укажите тип спирта:
    СH3 – С (СH2)2ОН

    а) первичный;
    б) вторичный;
    в) третичный.

    3. Водородная связь образуется между молекулами вещества

    а) СH4;
    б) C6Н12;
    в) СH3 – ОН.

    3.  Водородная связь образуется между молекулами веществами

    а) C2H2;
    б)  H2О;
    в) C4Н10

    4. Какой спирт легче растворяется в воде?

    а) бутанол;
    б) метанол;
    в) пентанол.

    4.  Какой спирт легче растворяется в воде?

    а) пропанол;
    б) этанол;
    в) метанол.

    5. Распределение электронной плотности в молекулах:

    а) СH3 →СH2→О←Н
    б) СH3→СH2←О←Н

    5. Распределение электронной плотности в молекулах:

    а) F3C←O←H
    б) F3C→O←H

    3. Фронтальная беседа

    • Какие химические свойства можно предположить у спиртов?
    • Как будет меняться химическая активность спиртов с ростом углеводородного радикала?

    Учащиеся сравнивают полярность связи в гидроксогруппе воды, метанола и этанола структурные формулы этих веществах проецируются на экран через кодоскоп.

    4. Практическая работа по дифференцированным заданиям. 7 групп учащихся выполняют задания по карточкам – инструкциям. Ученический эксперимент строится с учётом доминирующих особенностей групп учащихся. Учащиеся выполняют работу по следующим групповым заданиям.

     

    1 группа: Исследование растворимости спиртов
    Проверьте, как растворяются этанол, пропанол, бутанол и изоамиловый спирт в воде. Сравните результаты, объясните различную растворимость спиртов, при необходимости обратитесь к учебнику.

    2 группа: Рассчитайте W (C) в этаноле и изоамиловом спиртах. В фарфоровых чашках проведите реакцию горения указанных спиртов, составьте уравнения реакции. Сравните характер горения, объясните результаты с учётом выполненных расчётов.

    3 группа: Исследуйте возможность разрыва связи гидроксильного атома водорода в молекуле спирта.
    Проведите реакцию замещения натрия с этанолом и пропанолом. Сравните скорость замещения водорода в этих спиртах со скоростью замещения в воде. Составьте уравнение проведенных реакций, объясните механизм. Сделайте вывод о влиянии радикала на подвижность гидроксильного водорода.

    4 группа: Синтез эфиров проведите по инструкции: в пробирку налейте 1 – 2 мл. конц. уксусной кислоты и столько же этанола и изобутанола, добавьте по 0, 5 мл. конц. серной кислоты. Смеси перемешайте и в течение 4 – 5 мин. Осторожно нагревайте, не доводя до кипения. Затем содержимое пробирок охладите, и вылейте в другие пробирки с водой. По каким признакам можно судить о том, что образовался сложный эфир? Составьте уравнение проведенных реакций, дайте название образующимся продуктам. Объясните механизм реакции этерификации.

    5 группа: Специфические свойства спиртов – реакции, идущие с участием гидроксогруппы.
    Проведите синтез бромэтана по инструкции: в колбу налейте по 3 мл. этанола и конц. серной кислоты. После того как смесь остынет, добавьте по каплям 3 мл. воды и внесите 5 гр. Kbr, конец газоотводной трубки опустите в холодную воду. Бромэтан конденсируется в виде тяжелых маслянистых капель. Напишите уравнение проделанной реакции. Какрв механизм реаку\ции образования бромэтана? Сделайте вывод.

    6 группа: Окисление спиртов:
    а) окисление в мягких условиях. В две пробирки налейте 3 – 5 мл, подкислённого раствора K2Cr2O7, в одну добавьте 2 -3 мл. этанола, слегка нагреете. Как изменяется цвет раствора?
    В две пробирки налейте 2 – 3 мл. подкислённого раствора KMnO4, в одну добавьте 2 – 3 мл. этанола, слегка нагрейте. Как изменится цвет раствора? Запах, какого вещества Вы ощущаете? Сделайте вывод.
    б) окисление CuO. Накалите медную проволоку, опустите её в этанол. Что наблюдаете? Составьте уравнение проделанной реакции.

    7 группа: Используя инструкцию учебника (см. «практикум») внутримолекулярной дегидрации. Какая реакция протекает сначала? По каким признакам можно судить об образующимся этилене? Составьте уравнение проделанных реакций.

    5. Обсуждение и обобщение результатов контрольной работы.
    Каждая группа отличается по своим заданиям: демонстрирует результаты опытов, проецирует уравнения проведенных реакций на экран. На доске составляет краткую запись опорном конспекте

    1 группа: исследовала растворимость различных спиртов. Учащиеся объясняют уменьшение растворимости с ростом массы углеводородного радикала изменением полярности связи в функциональной группе. Они высказывают предположения о том, что и химическая активность спиртов также должна убывать по этой причине.

    2 группа: вычислила массовую долю углерода в этаноле и изоамиловом спирте. Сал бая светимость пламени этанола связана с легкой его испаряемостью. Учащиеся показывают результаты горения этанола, пропанола и бутанола в фарфоровых чашках, объясняя различия с учетом выполненных расчетов.

    3 группа: изучала реакции, идущие с разрывом ковалентной полярной связи в гидроксогруппе спиртов. 
    Учащиеся в чашках Петри, поставленных на кодоскоп, демонстрируют реакции замещения этанола и пропана с металлическим натрием.
    Спиртом пропитывается фильтровальная бумага, помещенная на чашку. На экране отчетливо видна различная скорость замещения для этанола и пропанола. Учащиеся делают вывод о влиянии углеводородного радикала на подвижность водорода.

    4 группа: получала сложные эфиры- этилацетат и изобутилацетат.  Ребята демонстрируют  полученные эфиры, рассказывают о механизме реакции этерификации, также с разрывом ковалентной полярной гидроксогруппе спиртов.

    5 группа: изучала специфические свойства спиртов, получив несколько капелек бромэтана. Учащиеся отличают, что данная реакция идет с участием всей гидроксогруппы.

    6 группа: рассказывает об окислении этанола в мягких условиях, используя окислители - дихромат калия и перманганат калия в кислой среде, показывают изменения окраски до и после опытов. Для окисления спиртов также используется реакция с медной проволочкой.

    7 группа: проводила реакцию внутримолекулярной дегидратации и доказывала непредельность полученного этилена обесцвечиванием бромной воды. Ребята отметили, что характер продуктов дегидратации зависит от условий проведения реакции (температура).

    Учащиеся обобщают полученные знания, используя опорный конспект в тетради и записи на доске.

    Опорный конспект урока «химические свойства спиртов»

    Растворимость. C5H5ОН, C3 Н7ОН – растворимость уменьшается с ростом М (R)
    (1 группа)

    1. Горение    R- OH+O2- CO2 H2O + Q  (2 группа)

    2. Разрыв связи О-Н (3 группа)

    а) 2R – ОН + 2ONа + H2

    б) R1 – COOH + HO – R2- R1- COO- R2 + H2O    

    3. Разрыв связи R-OH    R- OH+H-Br = R- Br + H2O (4 группа)

    4. Окисление R-CH –OH+ K2Cr2O7, KMnO4= R-CO-H + H2O (5 группа)

    5. межмолекулярная дегидратация (t<140°)
    R-OH + HO-R= R-O-R – H2O (6 группа)

    6. Внутрмолекулярная  дегидратация (t>140°) (7 группа)
    C2H5OH = CH2= CH2+ H2

    7. Применение спиртов

    Учащиеся выступают с заранее подготовленными сообщениями о применении спиртов, связывая практическое использование с конкретными свойствами. Также рассматривается вопрос о влиянии алкоголя на организм человека.

    Учитель оценивает работу каждого ученика, учитывая результаты выполненного задания, технику эксперимента, аргументирующий ответ, умение обобщать и делать выводы.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: lub21shcool (19.12.2013)
    Просмотров: 1483 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Проголосуй за наш сайт