Воскресенье
19.05.2024
07:22
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Ужасно
3. Хорошо
4. Нормально
5. Плохо
Всего ответов: 64
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    SITE LOGO

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Простые и сложные предложения

    Тема: Простое и сложное преложения

     

     

    Цель урока:

    -         уметь правильно определять словосочетания и указывать их способ связи

    -         уметь находить основу предложения;

    -         находить однородные члены;

    -         знать порядок синтаксического разбора простого предложения и уметь применять его;

    -         различать простое и сложное предложения;

    -         правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения;

    -         читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.

    Оборудование:  доска, карточки, задания на листах, учебник.

     

    Ход урока.

    I.       Организационный момент.

       -  Здравствуйте, ребята! Садитесь.

       - Проверьте наличие на столах всех школьных принадлежностей: дневник, тетрадь, пенал, учебник.

         

    II.    ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.

    1.Орфографическая пятиминутка. 10-15 слов.

    2. Обозначение темы и цели урока.

        - Ребята!  Тема сегодняшнего урока –  Ой, а что же с темой? Наша тема спряталась в ребус. Кто его разгадает? ЕПОДЖНИЕПЛЕ

    - Да, верно, тема сегодняшнего урока. Предложение. Запишите в тетради число и тему урока. В каком разделе русского языка изучается предложение и словосочетание?

                -Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в страну « Синтаксиса и пунктуации»       - Но, прежде чем отправиться,  нам необходимо выяснить: готовы ли вы к путешествию.

     

    3. Беседа по вопросам:

    -         Что изучает синтаксис? (Словосочетания, предложения.)

    -         Что изучает пунктуация? ( Систему знаков препинания и правила их постановки)

    -         Что такое словосочетание? (Словосочетание – два и более слова, связанные по смыслу и грамматически)

    -         Что не может быть словосочетанием? (Грамматическая основа предложения, однородные члены  и слово с предлогом или частицей).

    -         Что такое основа предложения? (Это главные члены предложения –подлежащее и сказуемое)

    -         Назовите второстепенные члены предложения. (Дополнение, определение, обстоятельство)

    -         Какие основные признаки однородных членов предложения?  (Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

    -         Что такое сложное предложение? Его основные признаки. (Два простых предложения, соединенных между собой знаком препинания и союзом или союзным словом, и связанных друг с другом по смыслу и интонацией.)

    - Молодцы! Вы готовы к путешествию. Итак, в путь! Первая станция :

    1 СТАНЦИЯ – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

     

    4. Игра «Выбери меня, выбери меня»

    -  Перед вами лежат сигнальные карточки. Что они вам напоминают? На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?  (На зелёный). На какой сигнал светофора нельзя переходить дорогу?(На красный)   Сейчас мы поиграем: я называю слова, если это словосочетание, вы поднимаете – зелёный фонарик (Да), если не словосочетание – красный (Нет).

    ( если дети будут допускать ошибки, то попутно спрашивать объяснение)

    Солнечный день, леса и парки, ребята трудятся, подъехать к станции, после уроков, любимое занятие, были заняты, открывая дверь, выбирать профессию, правильно и аккуратно, урок окончен, стакан молока, более важный, доволен результатами, заняты делом, альбом или тетрадь, книга интересна, двадцать пять, слово в слово, упорно учиться.

     

    5. Игра «Кто лучше?»

    - Вы успешно справились с работой. Усложним наше задание, поиграем в другую игру. Составьте четыре словосочетания, чтобы они соответствовали следующим схемам: прил.+сущ., глаг.+сущ.с предлогом, сущ.+сущ.с предлогом глаг.+нареч. И  разберите их.

                                                

    - По одному человеку на каждый вид словосочетания.

     

    - Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

     

    2 СТАНЦИЯ – ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

    - А вот и вторая наша остановка «Простое предложение». Прогуляемся по ней.

     

    6. Игра «Кто быстрее?» Вам нужно собрать правильно слова, чтобы получились предложения. Эта работа по вариантам: 1 вар. Запишите получившееся предложение в тетрадь и подчеркните грамматическую основу.

     

    1 вар. Ребята старательно изучают  грамматику.(1)

             Люди земли борются за чистоту  воздуха, воды.(2)

                                        Няня рассказывала детям про свои прожитые  годы.(3)

     2 вар.  Товарищи не бросили друга в несчастье.(1)

        Муравьи выползают после зимней стужи.(2)

     .  Спит черёмуха в белой накидке.(1)

     (чтение получившихся предложений с основой)

    - Какие это предложения по цели высказывания? (Повествовательные)

     

    7.    Из данных учителем предложений выписать их основы, обозначить, чем выражены главные члены.

     

     

     

    1. Быстро растаял под лучами яркого солнца снег.

    1. Радостна, шумна и пахуча весна!

    2. Липким запахом веет полынь.

    2. Хороши летом глазастые ромашки!

    3. Вышла на край леса старая волчиха.

    3. Воздух чист и прозрачен.

     

      

     

    8.   Сделать полный синтаксический разбор  предложений. (по вариантам, три ученика к доске)

    1 вар. Над городом  стоял сплошной туман.

             Ветерок шелестит листьями и подгоняет цветные кораблики по пруду.

                                             2 вар.  Белая туча постепенно заволакивала весь горизонт.

                                                                     Наступила золотая осень

    - Молодцы! Вы хорошо ориентируетесь на этой станции. Отправляемся дальше в путь.

     

    3 СТАНЦИЯ – СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

    - А вот и третья  наша остановка «Сложное предложение». Посмотрим, справитесь ли вы с её задачами. Мы с вами уже знаем какие предложения называются сложными. Давайте вспомним. 

     

    9.   Игра «Кто внимательнее?»  Роль союза  И  в предложении.

         - Мы очень часто путаем сложные предложения с простым предложением, осложнённым однородными членами. Поиграем в игру «Кто внимательнее?»  . Я зачитываю предложения: если предложение простое, то поднимаете зелёный сигнал, если сложное,  то красный сигнал один человек называет грамматические основы. Задание понятно?   Будьте внимательны. Не выкрикиваем, только – рука. Напоминаю.  Первый вариант – найти простые предложения с однородными членами, связанными союзом И. Второй вариант – найти сложные предложения.

    -                    Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

    -                    Распустилась черемуха, и над самой водой позеленели  кусты смородины. -

    -                    Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья

    -                    Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

    -                    Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

    -                    Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер

    -                    Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось.

    -                    Кончается светлая лесная весна, и начинается лесное тенистое лето. –

    -                    Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.

    -                    Листва сомкнулась, и потемнел лес. –

    -                     Ветер раздувал снежинки, и они плясали под его музыку. 

     

      

     

    III.   ИТОГ УРОКА.

    - Наше путешествие подошло к концу.  Вы прекрасно справились со всеми заданиями.

     1.  Выяснение достигнутых результатов.

           - Ребята! Над чем же мы сегодня работали? Что  повторили и  закрепили? Помогут ли сегодняшние сведения Вам в будущем?

     2.  Выставление оценок за работу на уроке.

     

    IV.  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

           -  Усвоили ли вы тему «Синтаксис и пунктуация», проверите ещё дома: из текстов художественной литературы  выпишите: для 1 варианта – 5 предложений сложных, 2 вариант 5 предложений простых, с однородными членами. Выделить грамматическую основу, начертить схему.

     

    . Спасибо за работу на уроке. Урок окончен. До свидания

     

    Карточка по теме «Синтаксис и пунктуация»  5 класс

    Задание №7

    Из данных  предложений выписать их основы, обозначить, чем выражены главные члены предложения.

     

     

    1. Быстро растаял под лучами яркого солнца снег.

    1. Радостна, шумна и пахуча весна!

    2. Липким запахом веет полынь.

    2. Хороши летом глазастые ромашки!

    3. Вышла на край леса старая волчиха.

    3. Воздух чист и прозрачен.

     

     

    Задание №8

    Сделать полный синтаксический разбор  предложений. (по вариантам)

     

     

     

    Над городом  стоял сплошной туман.

     

    Ветерок шелестит листьями и подгоняет цветные кораблики по пруду.

      Белая туча постепенно заволакивала весь горизонт.

     

     

    Задание №9

    Определите, где простое предложение с однородными членами, а где сложное предложение.

    -                    Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

    -                    Распустилась черемуха, и над самой водой позеленели кусты смородины.

    -                    Дождевые капли падали на землю и тяжело шлепались о листья.

    -                    Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

    -                    Под самыми облаками летят птицы и шлют привет родным местам.

    -                    Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер.

    -                    Семечко клена с ветки сорвалось и на быстрых крыльях быстро понеслось.

    -                    Кончается светлая лесная весна, и начинается лесное тенистое лето.

    -                    Но вот поднялось над лесом солнышко и прогнало туман.

    -                    Листва сомкнулась, и потемнел лес.

    -                    Ветер раздувал снежинки, и они плясали под его музыку.

     


     

    Категория: Мои статьи | Добавил: lub21shcool (23.12.2013)
    Просмотров: 6791 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Проголосуй за наш сайт